К концу 2012 года размеры мирового рынка краудфандинга достигли 3.5 млрд долларов, и львиная доля собранных средств приходится на таких гигантов как Wikipedia.
Что делать и как быть тем, у кого потребности скромнее, но и возможности скромнее? Работает ли это у нас? Я и мой друг Дмитрий Лукьянов проверили на собственном опыте.
Предыстория
Дмитрий — талантливый артист и продюсер, готовится к премьере. 1 марта он представит в легендарном Театре на Таганке авторский stand up/моноспектакль «Весеннее обострение». Финансирование проекта целиком строится на личных средствах артиста и эмоциональной поддержке друзей.
Собственно, друзья и посоветовали Дмитрию обратиться за финансовой помощью к crowd’у (толпе). И он решил, что эта возможность может привести к интересному результату.
Развеиваем мифы
Многим кажется, что краудфандинг — это нечто похожее на благотворительность.
Дмитрий: «…я ожидал, что краудфандинговая платформа даст возможность разным людям выразить свое одобрение и поддержку спектаклю, став полноценным участником еще на этапе производства. Мне кажется, в этом и есть ценность для дарителя денег».
На самом деле, все напоминает стандартные инвестиционные отношения. Краудфандинг — это бизнес, где в идеале должна быть четко просчитана схема, при которой заработает и автор проекта, и его инвестор(ы), и посредники по сделке. Только доход не всегда измеряется в деньгах.
Ключевое слово — интерес, а не доход. Вот почему в рунете пока нет успешных примеров краудфандинга инвестиционного. Когда толпа вкладывает и ждет дивиденды (МММ не в счет). Зато много примеров краудфандинга творческого.
Начало творческому «побирательству» положили организаторы различных конференций. Им первым удалось благодаря финансированию толпы переложить свои расходы по приглашению западных
На сегодняшний день, по меньшей мере 4 крупных площадки в Рунете конкурируют между собой, завлекая желающих поделиться своими деньгами разнообразием предложений, формами вложений и схемами «возврата инвестиций».
Весеннее обострение
Само слово «краУдфандинг» Дмитрий первое время произносил как «краЙдфандинг». Получалось очень эмоционально (от английского «cry» — кричать, плакать).
Ошибка возникла не случайно — получалось некое созвучие «крайдфандинга» с «фандрайзингом» — продажей спонсорских пакетов.
Прошел месяц после тех первых разговоров с друзьями, в ходе которых Дмитрий так и не нашел для себя ответа, что это такое, для кого и как работает.
Но когда до премьеры оставалось чуть больше месяца, а традиционные спонсорские пакеты не оправдали финансовых надежд, пришло время разобраться в теме и обратиться к «помощи зала».
И Дмитрий начал искать помощи в интернете. Читать статьи и мнения о краудфандинге. Особенно вдохновляющей выглядела миссия — помочь другому человеку поверить в себя и реализовать мечту. Но как будто все это там, а не у нас…
Как я уже писала выше, в Рунете Дмитрий нашел 4 краудфандинговых платформы. Он направил заявки всем, получив ответ лишь от двух. Один из адресатов всерьез заинтересовался, предложил продолжить разговор и поверил. В мечту Артиста.
Дальше была череда длинных переговоров. Как оказалось, за творческой и возвышенной идеей скрывается довольно традиционный агентский договор услуг, по которому
При этом консультанты помогают авторам сформулировать предложение, грамотно его описать и сделать
Есть одно очень важное условие: если заявленная автором проекта сумма не будет собрана в полной мере (даже если недостача составит 1 рубль), все средства вернуться дарителям, которых правильнее называть спонсорами. И автор, и площадка останутся ни с чем…
Что дает краудфандинг предпринимателям?
Независимость от одного
Люди голосуют рублем. Так происходит естественный отбор идей, сюжетов, красок и вкусов.
Дмитрий поставил реалистичную цель — собрать 200 тысяч рублей в течение месяца. За три дня нашлось три спонсора, сборы составили 3,5 тысячи.
Кроме финансовой поддержки, Дмитрий надеется встретить среди краудфандеров новых партнеров и единомышленников, а самое главное — обрести уверенность.
На крупных
Так, Дмитрий обещает спонсорам разные формы вознаграждения — от скромной благодарности на странице спектакля в соцсетях, авторских
Платформы не дают авторам никаких обещаний и гарантий. И рискуют наравне с авторами. Поэтому все проекты перед публикацией проходят строгий отбор. Эксперты оценивают их шансы преуспеть, также как финаналитики делают прогнозы и считают коэффициенты роста бизнеса.
Модераторы строго следят, чтобы авторы проектов не вносили изменений в описание, не меняли условий, не отказывались от обязательств, не призывали спонсоров к иным формам передачи денег.
Чем рискует автор? Кражей идеи, ровно также как предприниматель, объезжающий фонды в поисках средств.
Но идея без реализации не имеет ценности, поэтому таких, как Дмитрий, уже сотни. И есть вдохновляющие примеры сбора сумм вплоть до миллиона рублей.
Вместо заключения
Процитирую Дмитрия: «Хорошо, что такая возможность есть. Она наверняка принесет результаты. Пока проектов заявлено не много, платформы растут вместе с авторами, да и сами они молодые еще. Но как только количество проектов ощутимо вырастет, эффективность для авторов может упасть, а может быть, и наоборот — вырасти, привлечь внимание бОльшего числа дарителей.
Представители платформ пока действуют как агенты по продажам, упаковывая товар, продавая автору свои рекламные возможности.
Возможно, процесс стоило максимально автоматизировать, предложив авторам арсенал средств для настройки профиля проекта. Это упростило бы вход для авторов и расширило интерес к теме.
При этом
Удачи всем нам!